На Камчатке отказались от эксплуатации западных самолетов из-за нехватки для них запчастей

С сентября в регионе перестали летать чешские L-410. Эти же самолеты уже не летают в Коми — по тем же причинам. Какие альтернативы есть для региональных авиаперевозок?

Самолет Л-410 на Камчатке. Февраль 2023 года. Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Обновлено в 16:35

Власти Камчатки отказались от использования самолетов L-410 чешского производства из-за нехватки для них запчастей. Как пишет РБК, эти борта перестали использовать в крае с 1 сентября, они использовались для полетов в труднодоступные и малонаселенные районы.

L-410 рассчитан на 19 посадочных мест. О важности этих самолетов для края говорит главный редактор газеты «Камчатское время» Евгений Сиваев:

— По моим данным, на Камчатке три самолета L-410, их покупали около 10 лет назад. Самолеты хорошие, они довольно экономичные и хорошо себя показали именно на севере. Они в основном летают в Корякию, а также в районы бывшей Камчатской области — в Никольское, в Соболево. Их заменить можно на вертолеты либо на Як-40. L-410 более новая модель, перелеты дешевле где-то в полтора раза, чем на вертолете. Поэтому это удар по местному бюджету, который и так весь субсидируемый. Тут два варианта: либо краевые власти будут искать возможности дополнительного финансирования, чтобы создать цепочку параллельного импорта на Камчатку, либо будут заменять другими самолетами или вертолетным парком. Сейчас у нас наплыв туризма на полуострове, туристов много, поэтому задействованы практически все вертолеты, и даже местного парка не хватает. Насколько я знаю, здесь работают и вертолетные компании с материка, возможно, их будут подключать. Вообще, это большая проблема — доставка людей на север, потому что, во-первых, это очень дорого, во-вторых, зависит сильно от погоды. L-410 надежный, и его потеря не только скажется на экономике краевого бюджета, но и на безопасности людей. Но так как на данный момент запчастей нет, приостановлена эксплуатация этих судов. Будем надеяться, что эта история разрулится. Мы летали на Командорские острова, в селе Никольское живет 800 человек, летали на запад Камчатки — это Соболево, а также в корякские поселки. Конечно же, людям там сложно, потому что из-за погоды они и так просиживают, бывает, по неделе, ожидая рейса. А сейчас, если еще будет дефицит этих рейсов, то это вообще проблемы.

— Автотранспортом тоже не выход?

— Дорог в Корякию в принципе не существует.

L-410 — уникальный самолет, и заменить его будет довольно сложно, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

Роман Гусаров
главный редактор портала Avia.ru
«Почему, во-первых, этот самолет. Не только потому, что он по своим характеристикам подходит для внутрирегиональных перевозок, но еще и производство этого самолета локализовано на территории РФ. То есть самолет L-410 в основном производился и производится для России. Когда-то он создавался для Советского Союза по конкурсу, объявленному СССР. И этот самолет производился в Зауралье, в Екатеринбурге, причем постоянно повышалась локализация этого самолета, все больше и больше компонентов производилось на территории России. Поэтому была надежда, что с поддержкой эксплуатации этого самолета никаких проблем не будет. То есть будут регулярно поступать комплектующие, будет обеспечиваться сервис. Почему было не взять этот самолет. Кто бы знал, что наступят санкции и возникнут проблемы в эксплуатации? Потому что сам по себе самолет очень хороший, у него прекрасные характеристики, высокая надежность. Самолет многофункциональный. Встает вопрос, на что заменить его. И это вопрос очень серьезный. По большому счету на сегодняшний день альтернативы нет. Понятное дело, что на самолеты зарубежного производства делать ставку мы не можем, значит, нужен отечественный самолет. А отечественного самолета такой размерности нет. Придется делать серьезный выбор, и опять-таки не сегодня, наверное, а в будущем, когда, может быть, пойдут в серию такие самолеты, как «Байкал» или самолет «Ладога». Но пока ни тот, ни другой еще серийно не производятся. И пока эти самолеты не появятся, говорить об адекватной альтернативной замене не приходится. Как власти Камчатки решат эту ситуацию, пока мне не очень понятно. Может быть, в конце концов попытаться выкупить права на этот самолет и производить на территории России самостоятельно? Это был бы самый быстрый, на мой взгляд, и правильный шаг, потому что создать самолет с нуля — это многие-многие-многие годы, а летать-то надо сегодня. Так что проблема очень серьезная».

Может ли российская сторона приобрести у чешского завода Aircraft Industries права на производство L-410 в условиях нынешних санкций? Комментирует руководитель практики «Правовое сопровождение внешнеэкономической деятельности» коллегии адвокатов «Регионсервис» Мария Любимова:

Мария Любимова
руководитель практики «Правовое сопровождение внешнеэкономической деятельности» коллегии адвокатов «Регионсервис»
«Можно говорить о продаже производства этих самолетов, но даже если упростить это до такой схемы, то есть продажа лицензии, в текущих условиях это представляется маловероятным, потому что авиационная отрасль в целом находится под серьезным санкционным давлением, в том числе запрещена поставка комплектующих, оборудования, сервисного обслуживания и так далее. Как будет расценена такая сделка и такие шаги иностранных партнеров с точки зрения регулирующих органов ЕС, это большой вопрос. Любые подобные шаги иностранные коллеги сейчас делают с большим трудом, потому что риск попасть под санкции для них большей частью является ключевым при совершении сделок. Поэтому в текущей ситуации, в обозримом будущем это маловероятно. Кроме того, даже если мы получим эту технологию, в любом случае получение комплектующих, программного обеспечения, которое необходимо для производства, в данной ситуации мне тоже представляется невозможным».

Камчатка стала вторым российским регионом, который отказался от эксплуатации чешских воздушных судов. C начала года L-410 перестали летать в Коми — также из-за санкций и дефицита запчастей.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Путь инженера. «Микрон» популяризирует инженерное дело

 © static.tildacdn.com Зеленоградский «Микрон» (Москва) запустил сайт «ПутьИнженера» — практикум профессионалов, ресурс для популяризации инженерно-технического образования и развития инженерных кадров микроэлектроники,...

Геоскан представил всероссийский проект для школьников по космическому направлению

Геоскан представил всероссийский проект для школьников по космическому направлению © www.geoscan.ru ГК «Геоскан» и АНО «Развитие космического образования» начали реализацию масштабного...

WhatsApp могут заблокировать в России

Дело в том, что мессенджер объявил о запуске функции каналов по типу Telegram в 150 странах. По мнению...

«Сколтех»: российским операторам связи не хватает около 50 тысяч базовых станций

Как пишет «Ъ», чтобы закрыть дефицит, участники рынка с начала года тестируют китайское оборудование «третьего эшелона» Фото: Алексей...

Новая насосная станция интегрирована в систему диспетчеризации Саранских теплосетей

Компанией «КРУГ» автоматизирована вновь построенная насосная станция ТМ-3 и интегрирована в существующую автоматизированную систему диспетчерского управления (АСДУ) Саранских тепловых сетей....

«Сбер» будет осваивать микроэлектронику

Банк консультируется с предприятиями по выпуску полупроводников и со специалистами из корпорации Intel. По словам источников СМИ, речь...

Сэм Альтман не стал отрицать существование Q*

СМИ писали, что опасения по поводу опасного «прорыва» в развитии ИИ-проекта стали одной из причин увольнения сооснователя компании...

«Газпромбанк» внедряет систему платежей на процессорах «Эльбрус»

 © tehnoomsk.ru Как сообщил директор по развитию компании «МЦСТ» Константин Трушкин, в Газпромбанке недавно были установлены новые российские серверы для развертывания...

Россия покинула первую сотню и заняла 102-е место по средней скорости мобильного интернета

В рейтинге по сравнению с прошлым годом РФ потеряла три пункта и покинула топ-100. Первое место заняли Объединенные...

«Ростех» заявил о начале подготовки к производству образцов истребителей Су-75 Checkmate

Презентация российского истребителя пятого поколения прошла на МАКС в 2021 году. В госкорпорации заявили, что конструкторскую документацию уже...

Обязательный RuStore: магазин приложений будет предустанавливаться на гаджеты в России

RuStore должен установить именно производитель, а не дистрибьютор. Насколько реально выполнить такое требование? Фото: АГН «Москва» Магазин приложений...

АСКОН показал нативный KOMПАС-3D для Linux

Специалисты АСКОН работают над нативной версией KOMПАС-3D для отечественных операционных систем с 2019 года и в ходе прошедшего форума «Белые ночи...

В Оренбурге начал работу новый центр управления процессами добычи «Газпром нефти»

«Газпром нефть» запустила Центр управления производством, который круглосуточно сопровождает процессы бурения и добычи в Оренбургской области.  © www.gazprom-neft.ru Он стал частью системы...

Минтранс: запуск высокоскоростной магистрали Москва — Петербург можно ожидать в 2028 году

Согласно проекту, расстояние между двумя столицами высокоскоростные поезда будут преодолевать чуть больше чем за два часа. Но и...

Microsoft закручивает гайки: компания ввела новый способ борьбы с пиратством

«Защитник Windows» получит новые функции и сможет определять и блокировать программы, использующиеся для нелегальной активации операционной системы. Коснется...

В МГПУ официально разрешили использовать ИИ для дипломных работ

В вузе считают, что применение ИИ поможет развить у студентов навыки анализа и переработки данных, а содержание текста...

Новый цифровой продукт «КАМАЗА»

«КАМАЗ» запустил новый сервис для корпоративных автопарков Топливо+, который позволяет предприятиям оперативно решить вопрос организации заправок автомобилей на АЗС...

Кто и зачем атаковал российскую систему бронирования авиабилетов?

В российской системе бронирования авиабилетов Leonardo произошел масштабный сбой. Причиной стала массовая DDоS-атака из-за рубежа, заявили в «Ростехе»,...

«Декларация Блетчли»: подписана почти всемирная декларация о «катастрофических» рисках ИИ

Документ, клеймящий опасности искусственного интеллекта, согласовали Китай, США, Евросоюз и десятки других крупных экономик. Откуда такой консенсус? Фото:...

«Ситроникс» разработал ПО для системы управления движением судов в Сочи

 © paluba.media «Росморпорт» завершил работы по оснащению Системы управления движением судов Сочи отечественным программным обеспечением. По результатам внеочередного освидетельствования СУДС Сочи...