На Камчатке отказались от эксплуатации западных самолетов из-за нехватки для них запчастей

С сентября в регионе перестали летать чешские L-410. Эти же самолеты уже не летают в Коми — по тем же причинам. Какие альтернативы есть для региональных авиаперевозок?

Самолет Л-410 на Камчатке. Февраль 2023 года. Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Обновлено в 16:35

Власти Камчатки отказались от использования самолетов L-410 чешского производства из-за нехватки для них запчастей. Как пишет РБК, эти борта перестали использовать в крае с 1 сентября, они использовались для полетов в труднодоступные и малонаселенные районы.

L-410 рассчитан на 19 посадочных мест. О важности этих самолетов для края говорит главный редактор газеты «Камчатское время» Евгений Сиваев:

— По моим данным, на Камчатке три самолета L-410, их покупали около 10 лет назад. Самолеты хорошие, они довольно экономичные и хорошо себя показали именно на севере. Они в основном летают в Корякию, а также в районы бывшей Камчатской области — в Никольское, в Соболево. Их заменить можно на вертолеты либо на Як-40. L-410 более новая модель, перелеты дешевле где-то в полтора раза, чем на вертолете. Поэтому это удар по местному бюджету, который и так весь субсидируемый. Тут два варианта: либо краевые власти будут искать возможности дополнительного финансирования, чтобы создать цепочку параллельного импорта на Камчатку, либо будут заменять другими самолетами или вертолетным парком. Сейчас у нас наплыв туризма на полуострове, туристов много, поэтому задействованы практически все вертолеты, и даже местного парка не хватает. Насколько я знаю, здесь работают и вертолетные компании с материка, возможно, их будут подключать. Вообще, это большая проблема — доставка людей на север, потому что, во-первых, это очень дорого, во-вторых, зависит сильно от погоды. L-410 надежный, и его потеря не только скажется на экономике краевого бюджета, но и на безопасности людей. Но так как на данный момент запчастей нет, приостановлена эксплуатация этих судов. Будем надеяться, что эта история разрулится. Мы летали на Командорские острова, в селе Никольское живет 800 человек, летали на запад Камчатки — это Соболево, а также в корякские поселки. Конечно же, людям там сложно, потому что из-за погоды они и так просиживают, бывает, по неделе, ожидая рейса. А сейчас, если еще будет дефицит этих рейсов, то это вообще проблемы.

— Автотранспортом тоже не выход?

— Дорог в Корякию в принципе не существует.

L-410 — уникальный самолет, и заменить его будет довольно сложно, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

Роман Гусаров
главный редактор портала Avia.ru
«Почему, во-первых, этот самолет. Не только потому, что он по своим характеристикам подходит для внутрирегиональных перевозок, но еще и производство этого самолета локализовано на территории РФ. То есть самолет L-410 в основном производился и производится для России. Когда-то он создавался для Советского Союза по конкурсу, объявленному СССР. И этот самолет производился в Зауралье, в Екатеринбурге, причем постоянно повышалась локализация этого самолета, все больше и больше компонентов производилось на территории России. Поэтому была надежда, что с поддержкой эксплуатации этого самолета никаких проблем не будет. То есть будут регулярно поступать комплектующие, будет обеспечиваться сервис. Почему было не взять этот самолет. Кто бы знал, что наступят санкции и возникнут проблемы в эксплуатации? Потому что сам по себе самолет очень хороший, у него прекрасные характеристики, высокая надежность. Самолет многофункциональный. Встает вопрос, на что заменить его. И это вопрос очень серьезный. По большому счету на сегодняшний день альтернативы нет. Понятное дело, что на самолеты зарубежного производства делать ставку мы не можем, значит, нужен отечественный самолет. А отечественного самолета такой размерности нет. Придется делать серьезный выбор, и опять-таки не сегодня, наверное, а в будущем, когда, может быть, пойдут в серию такие самолеты, как «Байкал» или самолет «Ладога». Но пока ни тот, ни другой еще серийно не производятся. И пока эти самолеты не появятся, говорить об адекватной альтернативной замене не приходится. Как власти Камчатки решат эту ситуацию, пока мне не очень понятно. Может быть, в конце концов попытаться выкупить права на этот самолет и производить на территории России самостоятельно? Это был бы самый быстрый, на мой взгляд, и правильный шаг, потому что создать самолет с нуля — это многие-многие-многие годы, а летать-то надо сегодня. Так что проблема очень серьезная».

Может ли российская сторона приобрести у чешского завода Aircraft Industries права на производство L-410 в условиях нынешних санкций? Комментирует руководитель практики «Правовое сопровождение внешнеэкономической деятельности» коллегии адвокатов «Регионсервис» Мария Любимова:

Мария Любимова
руководитель практики «Правовое сопровождение внешнеэкономической деятельности» коллегии адвокатов «Регионсервис»
«Можно говорить о продаже производства этих самолетов, но даже если упростить это до такой схемы, то есть продажа лицензии, в текущих условиях это представляется маловероятным, потому что авиационная отрасль в целом находится под серьезным санкционным давлением, в том числе запрещена поставка комплектующих, оборудования, сервисного обслуживания и так далее. Как будет расценена такая сделка и такие шаги иностранных партнеров с точки зрения регулирующих органов ЕС, это большой вопрос. Любые подобные шаги иностранные коллеги сейчас делают с большим трудом, потому что риск попасть под санкции для них большей частью является ключевым при совершении сделок. Поэтому в текущей ситуации, в обозримом будущем это маловероятно. Кроме того, даже если мы получим эту технологию, в любом случае получение комплектующих, программного обеспечения, которое необходимо для производства, в данной ситуации мне тоже представляется невозможным».

Камчатка стала вторым российским регионом, который отказался от эксплуатации чешских воздушных судов. C начала года L-410 перестали летать в Коми — также из-за санкций и дефицита запчастей.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Первая отечественной базовая станция сотовой связи GSM/LTE прошла испытания

 © mashnews.ru Разработчик телекоммуникационного оборудования «Булат» (входит в структуру «Ростелекома») завершил начальный этап полевых испытаний опытного образца базовой станции. С декабря...

«Антифрод» оборачивается штрафами для операторов связи

В редакцию Business FM обратился представитель одного из небольших операторов связи Москвы. Он рассказал, что на его компанию...

«Ъ»: Минцифры может ужесточить условия включения софта в реестр

Планируется, что новые правила будут вступать в силу поэтапно с 2024 года. Какие новые условия могут ввести? Фото:...

Пользователи iPhone пожаловались за взимание 10 рублей за перезагрузку телефона

Такие сообщения появляются в соцсетях. Сотовые операторы списывают деньги, потому что гаджет сам посылает сообщения в страну производителя....

ММК запустил в промышленную эксплуатацию систему цифрового двойника в доменном цехе

Инновационное решение Магнитогорский металлургический комбинат разработал и внедрил для снижения расхода топливо-энергетических ресурсов, в частности — кокса, необходимого для производства чугуна....

Илья Сачков написал статью об ИИ из заключения

В ней он предупреждает об опасностях, которые таит в себе искусственный интеллект, причем эти опасности отнюдь не компенсируются...

На пути к технологическому суверенитету в промышленности: продемонстрирована Linux-версия T-FLEX CAD

T-FLEX PLM © tflex.ru Полная технологическая независимость российских производственных предприятий зависит от наличия множества различных ИТ-средств: аппаратного обеспечения, операционных систем с возможностями...

Как запрет на полеты дронов сказывается на сельском хозяйстве?

Спрос на агродроны к середине 2023 года упал в три-четыре раза. Оценку компании — разработчика и производителя беспилотников...

В ОДК выбрали решения АСКОН для проектирования нового авиадвигателя

Новый двигатель ПД-8 В для тяжелых вертолетов Ми-26 будет проектироваться в российской системе КОМПАС-3D. Об этом сообщил генеральный директор Объединенной двигателестроительной...

Китай удивил США чипами в семь нанометров, а Apple теряет капитализацию из-за запретов Пекина

В Вашингтоне начали расследование по поводу того, каким образом Huawei удалось выпустить телефон с технологиями, вроде бы недоступными...

«Роснефть» представила линейку ИТ-продуктов на масштабном форуме Decom

ИТ-разработчики Компании приняли участие в нефтегазовом дискуссионном форуме DECOM в Уфе.  © www.rosneft.ru В ходе мероприятия специалисты «Роснефти» презентовали уникальное наукоёмкое программное...

На иностранное IT-оборудование наложат утильсбор

Эта идея обсуждалась с прошлого года, но поначалу хотели учитывать только продукцию, содержащую золото и редкоземельные металлы. В...

Ростех представил систему противодействия кибератакам

 © mashnews.ru Система RT Protect EDR обеспечивает защиту от кибератак, направленных против организаций. В своей работе система анализирует поведения объектов в почтовом и интернет-трафике,...

Искусственный интеллект поможет правительству РФ нанимать новые кадры

Эксперимент стартует 1 сентября. На первом этапе нейросеть будет подбирать соискателей для Минтруда, Минфина, Минцифры, Минэка и подведомственных...

При землетрясении в Марокко в небе заметили странное свечение

Впервые о подобных загадочных огнях упоминали еще в Древней Греции, однако подробно феноменом начали заниматься с XX века,...

Норникель роботизировал внутренние процессы

Норникель роботизировал внутренние процессы на базе российской платформы PIX PRA. И это крупнейший проект компании в области политики технологической независимости Центр...

Путин подписал указ о введении цифрового паспорта. Зачем он понадобится?

В бытовых ситуациях скоро вместо оригинала документа, удостоверяющего личность, можно будет использовать приложение в смартфоне. Но оно будет...

Илон Маск задумал подключать мобильные телефоны прямо к сети Starlink

Заявку на тестирование уже отправили в Федеральную комиссию по связи США, эксперимент начнется 10 декабря. Эксперты полагают, что...

Инновации для ТЭК: симулятор гидроразрыва пласта «Газпром нефти»

Разработанный «Газпром нефтью» с партнерами цифровой симулятор «КиберГРП» включен в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных....

На ВЭФ пытались научить искусственный интеллект любить

Каждый год на площадке ВЭФ есть сессия, куда люди приходят посмеяться и расслабиться. В этот раз говорили на...