На Камчатке отказались от эксплуатации западных самолетов из-за нехватки для них запчастей

С сентября в регионе перестали летать чешские L-410. Эти же самолеты уже не летают в Коми — по тем же причинам. Какие альтернативы есть для региональных авиаперевозок?

Самолет Л-410 на Камчатке. Февраль 2023 года. Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Обновлено в 16:35

Власти Камчатки отказались от использования самолетов L-410 чешского производства из-за нехватки для них запчастей. Как пишет РБК, эти борта перестали использовать в крае с 1 сентября, они использовались для полетов в труднодоступные и малонаселенные районы.

L-410 рассчитан на 19 посадочных мест. О важности этих самолетов для края говорит главный редактор газеты «Камчатское время» Евгений Сиваев:

— По моим данным, на Камчатке три самолета L-410, их покупали около 10 лет назад. Самолеты хорошие, они довольно экономичные и хорошо себя показали именно на севере. Они в основном летают в Корякию, а также в районы бывшей Камчатской области — в Никольское, в Соболево. Их заменить можно на вертолеты либо на Як-40. L-410 более новая модель, перелеты дешевле где-то в полтора раза, чем на вертолете. Поэтому это удар по местному бюджету, который и так весь субсидируемый. Тут два варианта: либо краевые власти будут искать возможности дополнительного финансирования, чтобы создать цепочку параллельного импорта на Камчатку, либо будут заменять другими самолетами или вертолетным парком. Сейчас у нас наплыв туризма на полуострове, туристов много, поэтому задействованы практически все вертолеты, и даже местного парка не хватает. Насколько я знаю, здесь работают и вертолетные компании с материка, возможно, их будут подключать. Вообще, это большая проблема — доставка людей на север, потому что, во-первых, это очень дорого, во-вторых, зависит сильно от погоды. L-410 надежный, и его потеря не только скажется на экономике краевого бюджета, но и на безопасности людей. Но так как на данный момент запчастей нет, приостановлена эксплуатация этих судов. Будем надеяться, что эта история разрулится. Мы летали на Командорские острова, в селе Никольское живет 800 человек, летали на запад Камчатки — это Соболево, а также в корякские поселки. Конечно же, людям там сложно, потому что из-за погоды они и так просиживают, бывает, по неделе, ожидая рейса. А сейчас, если еще будет дефицит этих рейсов, то это вообще проблемы.

— Автотранспортом тоже не выход?

— Дорог в Корякию в принципе не существует.

L-410 — уникальный самолет, и заменить его будет довольно сложно, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

Роман Гусаров
главный редактор портала Avia.ru
«Почему, во-первых, этот самолет. Не только потому, что он по своим характеристикам подходит для внутрирегиональных перевозок, но еще и производство этого самолета локализовано на территории РФ. То есть самолет L-410 в основном производился и производится для России. Когда-то он создавался для Советского Союза по конкурсу, объявленному СССР. И этот самолет производился в Зауралье, в Екатеринбурге, причем постоянно повышалась локализация этого самолета, все больше и больше компонентов производилось на территории России. Поэтому была надежда, что с поддержкой эксплуатации этого самолета никаких проблем не будет. То есть будут регулярно поступать комплектующие, будет обеспечиваться сервис. Почему было не взять этот самолет. Кто бы знал, что наступят санкции и возникнут проблемы в эксплуатации? Потому что сам по себе самолет очень хороший, у него прекрасные характеристики, высокая надежность. Самолет многофункциональный. Встает вопрос, на что заменить его. И это вопрос очень серьезный. По большому счету на сегодняшний день альтернативы нет. Понятное дело, что на самолеты зарубежного производства делать ставку мы не можем, значит, нужен отечественный самолет. А отечественного самолета такой размерности нет. Придется делать серьезный выбор, и опять-таки не сегодня, наверное, а в будущем, когда, может быть, пойдут в серию такие самолеты, как «Байкал» или самолет «Ладога». Но пока ни тот, ни другой еще серийно не производятся. И пока эти самолеты не появятся, говорить об адекватной альтернативной замене не приходится. Как власти Камчатки решат эту ситуацию, пока мне не очень понятно. Может быть, в конце концов попытаться выкупить права на этот самолет и производить на территории России самостоятельно? Это был бы самый быстрый, на мой взгляд, и правильный шаг, потому что создать самолет с нуля — это многие-многие-многие годы, а летать-то надо сегодня. Так что проблема очень серьезная».

Может ли российская сторона приобрести у чешского завода Aircraft Industries права на производство L-410 в условиях нынешних санкций? Комментирует руководитель практики «Правовое сопровождение внешнеэкономической деятельности» коллегии адвокатов «Регионсервис» Мария Любимова:

Мария Любимова
руководитель практики «Правовое сопровождение внешнеэкономической деятельности» коллегии адвокатов «Регионсервис»
«Можно говорить о продаже производства этих самолетов, но даже если упростить это до такой схемы, то есть продажа лицензии, в текущих условиях это представляется маловероятным, потому что авиационная отрасль в целом находится под серьезным санкционным давлением, в том числе запрещена поставка комплектующих, оборудования, сервисного обслуживания и так далее. Как будет расценена такая сделка и такие шаги иностранных партнеров с точки зрения регулирующих органов ЕС, это большой вопрос. Любые подобные шаги иностранные коллеги сейчас делают с большим трудом, потому что риск попасть под санкции для них большей частью является ключевым при совершении сделок. Поэтому в текущей ситуации, в обозримом будущем это маловероятно. Кроме того, даже если мы получим эту технологию, в любом случае получение комплектующих, программного обеспечения, которое необходимо для производства, в данной ситуации мне тоже представляется невозможным».

Камчатка стала вторым российским регионом, который отказался от эксплуатации чешских воздушных судов. C начала года L-410 перестали летать в Коми — также из-за санкций и дефицита запчастей.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Крупнейший в Сибири коммерческий центр обработки данных открыли в Новосибирской области

 © mashnews.ru Новый дата-центр группы компаний Key Point стал самым большим коммерческим ЦОДом в Сибирском регионе и одним из самых крупных дата-центров...

Геоскан включился в проект по развитию геоаналитики с помощью ИИ

Геоскан включился в проект по развитию геоаналитики с помощью ИИ © www.geoscan.ru Геоскан и Сбер подписали соглашение, согласно которому наша компания...

Amazon пытается угнаться за Starlink при помощи «проекта Койпера»

Amazon буквально пару дней назад успешно запустила два спутника-прототипа в рамках своего «проекта Койпера», подразумевающего создание собственной спутниковой...

Станция «Луна-25» разбилась о поверхность Луны

Посадка на Луну планировалась на 21 августа, но связь со станцией прервалась за двое суток до этого, после...

«Сколтех»: российским операторам связи не хватает около 50 тысяч базовых станций

Как пишет «Ъ», чтобы закрыть дефицит, участники рынка с начала года тестируют китайское оборудование «третьего эшелона» Фото: Алексей...

Белоярские атомщики перешли на Astra

 © atomic-energy.ru Пользователи Белоярской АЭС практически полностью перешли на отечественную импортозамещенную операционную систему. За три года специалисты атомной станции и Консист-ОС перевели...

Новая преступная группа хакеров подвергает атакам российские компании

Их обнаружили эксперты F.A.C.C.T. В списке их жертв 15 организаций. Злоумышленники требуют за расшифровку и непубликацию украденных данных...

Научные данные от лунохода: лунный грунт оказался горячее, чем предполагалось

Индийский аппарат «Прагьян» отправил первые научные данные о Луне Фото: IMAGO/Axel Kaste Обновлено в 12:48 Лунный грунт оказался...

ОДК-Сатурн внедрил новую цифровую платформу для поддержки заказчиков своей продукции

В ОДК-Сатурн (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) внедрена в эксплуатацию новая цифровая платформа — портал поддержки заказчиков (https://cwp.uecrus.com).  © www.uecrus.com Это важный...

АСКОН показал нативный KOMПАС-3D для Linux

Специалисты АСКОН работают над нативной версией KOMПАС-3D для отечественных операционных систем с 2019 года и в ходе прошедшего форума «Белые ночи...

В России предложили использовать кокосы для строительства домов

В состав нового стройматериала входит до 10% скорлупы кокосового ореха, но по прочности и другим эксплуатационным характеристикам он...

Регионам открыли бесплатный доступ к медицинским ИИ-сервисам Москвы

Искусственный интеллект проанализирует любое исследование всего за 15 минут и графически промаркирует выявленные патологии. Точность ИИ на данный момент — 95%. Теперь врачи...

Маск: в Вашингтоне достигли «мощного консенсуса» по регулированию ИИ

Лидеры ведущих технологических компаний и более 60 сенаторов рассматривали возможность введения закона, который бы ограничил технологии искусственного интеллекта....

В России могут учредить денежную премию за решение математических «задач тысячелетия»

Соответствующее поручение дал премьер Михаил Мишустин. «Задачи тысячелетия» — семь математических задач, за решение которых в 2000 году...

Нобелевскую премию по физиологии и медицине присудили создателям мРНК-вакцины от коронавируса

Нобелевский комитет признал работу Каталин Карико из Венгрии и Дрю Вайсмана из США неоценимой в условиях пандемии 2020...

Российские ученые создали самый эффективный алгоритм для обучения и адаптации ИИ

Ученые из лаборатории исследований искусственного интеллекта (ИИ) Tinkoff Research создали самый эффективный среди мировых аналогов алгоритм для обучения и адаптации...

Индийский луноход впал в спячку, и его не могут разбудить

Сам луноход и посадочный модуль были переведены в спящий режим в начале сентября, отработав запланированный лунный день —...

Саровский ядерный центр представил «Логос ЭМИ»

«Логос ЭМИ» — новый модуль пакета программ инженерного анализа и суперкомпьютерного моделирования.  © strana-rosatom.ru Модуль предназначен для численного моделирования электромагнитных процессов....

NYT: США разработали для Украины гибридные системы ПВО

Они создаются на основе советских комплексов, имеющихся у Украины. После модернизации эти системы могут использоваться с западными ракетами...

Создан учебный эмулятор 30-кубитного квантового компьютера

 © nauka.tass.ru Российские ученые создали и официально запустили образовательную платформу «Телеквант» для обучения квантовому программированию, в рамках которой учащиеся получат возможность...