Безопасны ли пассажирские авиаперевозки спустя полтора года санкций?

В сентябре был ряд громких случаев, когда российские пассажиры сталкивались либо с продолжительной задержкой рейсов, либо с экстренной посадкой. Стало ли таких инцидентов больше на фоне западных санкций?

Фото: Markus Mainka/DPA/TASS

Пассажирский самолет из Иркутска на Пхукет вылетел с задержкой в три дня. У лайнера компании «Икар» была неисправна гидравлическая система. Прокуратура уже ведет проверку, а в авиакомпании предложили выплатить полную стоимость турпакета тем, кто отказался от вылета. Это далеко не первая неожиданная поломка самолетов российских авиакомпаний. Стали ли такие инциденты системными? И что можно предпринять?

Вот небольшая подборка инцидентов только за этот месяц, не считая рейса Иркутск — Пхукет. 10 сентября в новосибирском аэропорту «Толмачево» во время посадки самолет авиакомпании S7 повредил шасси, пассажиров пришлось эвакуировать прямо с полосы. Два дня спустя у самолета «Уральских авиалиний», следующего по маршруту Сочи — Омск, отказала гидросистема, экипаж принял решение лететь на запасной аэродром в тот же Новосибирск. Но не долетел из-за нехватки топлива и приземлился на пшеничном поле. Никто не пострадал. Спустя неделю самолет авиакомпании Red Wings, следующий рейсом из Антальи в Екатеринбург, экстренно сел в Казахстане. А на рейсе Сочи — Москва пассажиры несколько часов не могли покинуть самолет из-за неких технических проблем.

Что это? Череда случайностей или ожидаемый негативный тренд? Мнение гендиректора консалтинговой компании Friendly Avia Support Александра Ланецкого:

Александр Ланецкий
гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support
«Мы видим, что в последнее время значительно вырос поток пассажиров и выросло количество полетов. Соответственно, выросло и количество инцидентов, когда случаются поломки, а из-за них — задержки, различные отказы. С другой стороны, так как уже полтора года действуют санкции, отсутствие доступа к легальной поставке запчастей, отсутствие доступа к технической документации влияют на безопасность полетов. Пока, кроме одного инцидента с посадкой в поле, мы серьезных инцидентов не наблюдаем. Если, не дай бог, будут аварии с жертвами, наверное, это может повлиять не только на безопасность полетов, но и на отношение простых пассажиров. Но пока до этого далеко».

Российский авиарынок сейчас находится в подвешенном состоянии. С одной стороны, власти сделали все, чтобы компании не потеряли крылья: часть самолетов перевели под российскую юрисдикцию, форсируют испытания МС-21 и реанимируют проект Ту-214 (контракты на их поставку «Аэрофлоту» будут подписаны до конца 2023 года). С другой — мы регулярно слышим, что маленькие региональные компании Дальнего Востока отказываются от исчерпавших ресурс L-410, а альтернативы им нет, или что импортозамещение МС-21 будет не настолько полным, как хотелось бы. В обиход вошло слово «авиаканнибализм», когда один самолет разбирают на запчасти для поддержания работы другого.

Впрочем, говорить о серьезном кризисе безопасности пассажирских авиаперевозок пока нет оснований, считает авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:

Илья Шатилин
авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru
«Количество поломок примерно такое же, как и было раньше. Отказывают и двигатели, и вспомогательные силовые установки. Это было всегда и у всех авиакомпаний мира. Только в этом году отказов гидросистем несколько десятков в разных авиакомпаниях разных стран. Говорить про санкции, наверное, сложно. Понятно, что санкции влияют только на то, что поставки запчастей занимают больше времени, они дороже. Поэтому для маленьких авиакомпаний, у которых мало самолетов, отказ какого-то компонента приводит к веерным задержкам рейсов. Им просто нечем заменить борт, который вышел из строя».

Российские производители сейчас не могут выпускать комплектующие к самолетам без разрешения иностранного правообладателя. Представить, что американские или французские фирмы вдруг выпишут России такую бумагу, в нынешних условиях сложно. Можно, конечно, работать и без формального разрешения, по аналогии с параллельным импортом, но тогда возникнут сомнения в качестве готового продукта. И в его безопасности. Более того, это долгий путь: на то, чтобы полностью заменить действующий российский авиапарк российскими же самолетами, по оценке экспертов, понадобится от 30 до 40 лет.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Геоскан представил всероссийский проект для школьников по космическому направлению

Геоскан представил всероссийский проект для школьников по космическому направлению © www.geoscan.ru ГК «Геоскан» и АНО «Развитие космического образования» начали реализацию масштабного...

Создан учебный эмулятор 30-кубитного квантового компьютера

 © nauka.tass.ru Российские ученые создали и официально запустили образовательную платформу «Телеквант» для обучения квантовому программированию, в рамках которой учащиеся получат возможность...

Действительно ли iPhone 15 — это самый хрупкий айфон?

Видеоролик, в котором новый девайс от Apple ломается от того, что его просто гнут пальцами, набрал в YouTube...

Анна Мещерякова, «Третье мнение»: «Сегодня искусственный интеллект в медицине является своего рода магнитом»

С 2019 года «Третье мнение» живет, развивается и сделало большой шаг вперед, в основном благодаря пандемии. Как компании,...

Госкомиссия по радиочастотам может разрешить использовать антидрон-решения

Пользоваться этим, помимо госкомпаний, смогут и частные структуры, и даже сами граждане. Какие есть риски? Фото: Максим Киселев/ТАСС...

В России подсчитали эффект от работы беспилотных Кировцев

 © glavpahar.ru Итоги первой аграрной кампании в РФ, прошедшей с применением беспилотных тракторов второго поколения «Кировец» производства Петербургского тракторного завода, использующими...

В Бразилии приняли законопроект, полностью написанный ChatGPT

Законопроект включал предложение, чтобы город не взимал с налогоплательщиков плату за замену счетчиков расхода воды в случае их...

Российские операторы планируют присоединиться к сети Google напрямую

Это позволит увеличить пропускную способность трафика для более быстрой загрузки контента, главным образом YouTube. Эксперты подчеркивают, что это...

Росэнергоатом ввел в промышленную эксплуатацию информационную систему поддержки эксплуатации АЭС

Концерн «Росэнергоатом» (входит в крупнейший дивизион Госкорпорации «Росатом» —”Электроэнергетический") ввел в промышленную эксплуатацию Информационную систему поддержки эксплуатации АЭС на пяти станциях —...

«Росэлектроника»: автоматизация обрабатывающих центров Курганмашзавода

Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех разработал специальное программное обеспечение для управления технологическими процессами промышленного оборудования Курганмашзавода.  © ruselectronics.ru Новое ПО гарантирует...

Телеграм-каналы могут публиковать сторис, но только после получения бустов от подписчиков

Это вызвало неоднозначные эмоции у пользователей. Для того, чтобы запостить историю, телеграм-каналам нужно получить голоса – так называемые...

Автоматизация промышленности. Как искусственный интеллект помогает предприятиям в Москве

Искусственный интеллект (ИИ) помогает существенно упростить рабочие процессы и сократить затраты на производстве. Например, столичная компания, выпускающая кабельную продукцию, внедрила...

В России нашли способ повысить эффективность работы нейросетей на 40%

 © smartengines.ru Ученые российской ИИ-компании Smart Engines нашли способ повысить эффективность работы нейросетей. В основе метода лежит принципиально новая схема...

В ОДК выбрали решения АСКОН для проектирования нового авиадвигателя

Новый двигатель ПД-8 В для тяжелых вертолетов Ми-26 будет проектироваться в российской системе КОМПАС-3D. Об этом сообщил генеральный директор Объединенной двигателестроительной...

Госдума хочет продлить авторизацию на российских ресурсах через иностранные сервисы

Поправки дополняют закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В случае их принятия российские цифровые платформы...

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова стал оператором крупнейшего ледового учебного центра в мире

В ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова открылся новый ледовый навигационный тренажерный комплекс по адресу Заневский проспект 5.  © morflot.gov.ru Проект реализован...

Котел БКЗ-320-140/ГМ Уфимской ТЭЦ-2 оснащен полномасштабной АСУ ТП

Произведено расширение до полномасштабной автоматизированной системы управления технологическим процессом парового котла БКЗ-320-140/ГМ ст. № 6 Уфимской ТЭЦ-2 существующей системы автоматического...

Сэм Альтман не стал отрицать существование Q*

СМИ писали, что опасения по поводу опасного «прорыва» в развитии ИИ-проекта стали одной из причин увольнения сооснователя компании...

В Нью-Йорке могут запретить дипфейки сексуального характера

Законопроект об уголовной ответственности за распространение отредактированных изображений такого типа внесен в конгресс штата Фото: Elnur/Фотобанк Лори Дипфейк...

Наталья Касперская: «Информационные технологии — это способ поставить пользователя в зависимость»

Как бороться с утечками информации? Да и нужно ли с ними бороться или это новая реальность, к которой...