Безопасны ли пассажирские авиаперевозки спустя полтора года санкций?

В сентябре был ряд громких случаев, когда российские пассажиры сталкивались либо с продолжительной задержкой рейсов, либо с экстренной посадкой. Стало ли таких инцидентов больше на фоне западных санкций?

Фото: Markus Mainka/DPA/TASS

Пассажирский самолет из Иркутска на Пхукет вылетел с задержкой в три дня. У лайнера компании «Икар» была неисправна гидравлическая система. Прокуратура уже ведет проверку, а в авиакомпании предложили выплатить полную стоимость турпакета тем, кто отказался от вылета. Это далеко не первая неожиданная поломка самолетов российских авиакомпаний. Стали ли такие инциденты системными? И что можно предпринять?

Вот небольшая подборка инцидентов только за этот месяц, не считая рейса Иркутск — Пхукет. 10 сентября в новосибирском аэропорту «Толмачево» во время посадки самолет авиакомпании S7 повредил шасси, пассажиров пришлось эвакуировать прямо с полосы. Два дня спустя у самолета «Уральских авиалиний», следующего по маршруту Сочи — Омск, отказала гидросистема, экипаж принял решение лететь на запасной аэродром в тот же Новосибирск. Но не долетел из-за нехватки топлива и приземлился на пшеничном поле. Никто не пострадал. Спустя неделю самолет авиакомпании Red Wings, следующий рейсом из Антальи в Екатеринбург, экстренно сел в Казахстане. А на рейсе Сочи — Москва пассажиры несколько часов не могли покинуть самолет из-за неких технических проблем.

Что это? Череда случайностей или ожидаемый негативный тренд? Мнение гендиректора консалтинговой компании Friendly Avia Support Александра Ланецкого:

Александр Ланецкий
гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support
«Мы видим, что в последнее время значительно вырос поток пассажиров и выросло количество полетов. Соответственно, выросло и количество инцидентов, когда случаются поломки, а из-за них — задержки, различные отказы. С другой стороны, так как уже полтора года действуют санкции, отсутствие доступа к легальной поставке запчастей, отсутствие доступа к технической документации влияют на безопасность полетов. Пока, кроме одного инцидента с посадкой в поле, мы серьезных инцидентов не наблюдаем. Если, не дай бог, будут аварии с жертвами, наверное, это может повлиять не только на безопасность полетов, но и на отношение простых пассажиров. Но пока до этого далеко».

Российский авиарынок сейчас находится в подвешенном состоянии. С одной стороны, власти сделали все, чтобы компании не потеряли крылья: часть самолетов перевели под российскую юрисдикцию, форсируют испытания МС-21 и реанимируют проект Ту-214 (контракты на их поставку «Аэрофлоту» будут подписаны до конца 2023 года). С другой — мы регулярно слышим, что маленькие региональные компании Дальнего Востока отказываются от исчерпавших ресурс L-410, а альтернативы им нет, или что импортозамещение МС-21 будет не настолько полным, как хотелось бы. В обиход вошло слово «авиаканнибализм», когда один самолет разбирают на запчасти для поддержания работы другого.

Впрочем, говорить о серьезном кризисе безопасности пассажирских авиаперевозок пока нет оснований, считает авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:

Илья Шатилин
авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru
«Количество поломок примерно такое же, как и было раньше. Отказывают и двигатели, и вспомогательные силовые установки. Это было всегда и у всех авиакомпаний мира. Только в этом году отказов гидросистем несколько десятков в разных авиакомпаниях разных стран. Говорить про санкции, наверное, сложно. Понятно, что санкции влияют только на то, что поставки запчастей занимают больше времени, они дороже. Поэтому для маленьких авиакомпаний, у которых мало самолетов, отказ какого-то компонента приводит к веерным задержкам рейсов. Им просто нечем заменить борт, который вышел из строя».

Российские производители сейчас не могут выпускать комплектующие к самолетам без разрешения иностранного правообладателя. Представить, что американские или французские фирмы вдруг выпишут России такую бумагу, в нынешних условиях сложно. Можно, конечно, работать и без формального разрешения, по аналогии с параллельным импортом, но тогда возникнут сомнения в качестве готового продукта. И в его безопасности. Более того, это долгий путь: на то, чтобы полностью заменить действующий российский авиапарк российскими же самолетами, по оценке экспертов, понадобится от 30 до 40 лет.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Правительство выделит меньше денег на строительство ледоколов

Таким образом, «Лидер» может подорожать на 70 млрд рублей, почти до 200 млрд, а сроки его запуска могут...

Регионам открыли бесплатный доступ к медицинским ИИ-сервисам Москвы

Искусственный интеллект проанализирует любое исследование всего за 15 минут и графически промаркирует выявленные патологии. Точность ИИ на данный момент — 95%. Теперь врачи...

Нобелевскую премию по физиологии и медицине присудили создателям мРНК-вакцины от коронавируса

Нобелевский комитет признал работу Каталин Карико из Венгрии и Дрю Вайсмана из США неоценимой в условиях пандемии 2020...

Ректор Физтеха Дмитрий Ливанов: «Студенты, которые боятся сложностей, на Физтех не поступают»

МФТИ второй после МГУ в рейтинге российских вузов и, вероятно, первый по количеству технологических разработок, он же и...

Отечественный самолет SJ-100 совершил первый полет

На воздушном судне импортозаместили около 40 систем и агрегатов. Полет продолжался 54 минуты. По мнению авиаэкспертов, двигатель самолета...

Станция «Луна-25» разбилась о поверхность Луны

Посадка на Луну планировалась на 21 августа, но связь со станцией прервалась за двое суток до этого, после...

Пользователи iPhone пожаловались за взимание 10 рублей за перезагрузку телефона

Такие сообщения появляются в соцсетях. Сотовые операторы списывают деньги, потому что гаджет сам посылает сообщения в страну производителя....

iPhone начали хуже держать заряд аккумулятора после установки iOS 17

По данным исследования, быстрее после установки стали разряжаться пять моделей iPhone. Эксперты рекомендуют пользователям не устанавливать обновление на...

Бизнес против упрощения доступа силовиков к звонкам и переписке россиян

Ассоциация больших данных, объединяющая операторов связи, крупнейшие интернет- и технологические компании страны, раскритиковала соответствующий законопроект МВД Фото: Дмитрий...

Число спам-звонков в РФ стремительно растет

По данным «Мегафона», их стало больше на треть менее чем за год. При этом речь в статистике только...

ОДК подключила к промышленному интернету вещей более 2 тысяч станков

Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в Госкорпорацию Ростех) подключила более 2 тысяч единиц производственного оборудования к системе промышленного интернета вещей (IIoT)....

«Аэропорты Регионов» перешли на отечественную информационную платформу

 © mashnews.ru Аэропорты в Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Саратове, Ростове-на-Дону, Новом Уренгое, Петропавловске-Камчатском, Благовещенске, Оренбурге и Тобольске начали использовать российскую платформу...

Ростех импортозаместил софт для уникального 11-осевого робота-манипулятора

 © rostec.ru Ижевское предприятие НИТИ «Прогресс», находящееся под управлением компании «РТ-Капитал» Госкорпорации Ростех, разработало импортозамещающее программное обеспечение для уникального...

Александр Жадан: «В первую очередь нейросети завязаны на человеке, чтобы помочь ему»

Александр Жадан — выпускник Российского государственного гуманитарного университета, который сначала написал диплом с помощью искусственного интеллекта, а потом...

АСКОН показал нативный KOMПАС-3D для Linux

Специалисты АСКОН работают над нативной версией KOMПАС-3D для отечественных операционных систем с 2019 года и в ходе прошедшего форума «Белые ночи...

Новая преступная группа хакеров подвергает атакам российские компании

Их обнаружили эксперты F.A.C.C.T. В списке их жертв 15 организаций. Злоумышленники требуют за расшифровку и непубликацию украденных данных...

Ростех представил систему противодействия кибератакам

 © mashnews.ru Система RT Protect EDR обеспечивает защиту от кибератак, направленных против организаций. В своей работе система анализирует поведения объектов в почтовом и интернет-трафике,...

Вышла 11-я платформа от «Базальт СПО», это новый уровень разработки свободного ПО

«Базальт СПО», российский разработчик свободного программного обеспечения,выпустила 11-юпрограммнуюплатформу(p11), получившую название Salvia(Шалфей). Это новая стабильная ветка хранилища программных пакетов...

На Камчатке отказались от эксплуатации западных самолетов из-за нехватки для них запчастей

С сентября в регионе перестали летать чешские L-410. Эти же самолеты уже не летают в Коми — по...

Минздрав будет создавать федеральный реестр электронных рецептов самостоятельно

Организация «Цифроздрав», которая должна была заниматься созданием такого реестра, работу над ним прекратила. Эксперимент по выписке электронных рецептов...