Безопасны ли пассажирские авиаперевозки спустя полтора года санкций?

В сентябре был ряд громких случаев, когда российские пассажиры сталкивались либо с продолжительной задержкой рейсов, либо с экстренной посадкой. Стало ли таких инцидентов больше на фоне западных санкций?

Фото: Markus Mainka/DPA/TASS

Пассажирский самолет из Иркутска на Пхукет вылетел с задержкой в три дня. У лайнера компании «Икар» была неисправна гидравлическая система. Прокуратура уже ведет проверку, а в авиакомпании предложили выплатить полную стоимость турпакета тем, кто отказался от вылета. Это далеко не первая неожиданная поломка самолетов российских авиакомпаний. Стали ли такие инциденты системными? И что можно предпринять?

Вот небольшая подборка инцидентов только за этот месяц, не считая рейса Иркутск — Пхукет. 10 сентября в новосибирском аэропорту «Толмачево» во время посадки самолет авиакомпании S7 повредил шасси, пассажиров пришлось эвакуировать прямо с полосы. Два дня спустя у самолета «Уральских авиалиний», следующего по маршруту Сочи — Омск, отказала гидросистема, экипаж принял решение лететь на запасной аэродром в тот же Новосибирск. Но не долетел из-за нехватки топлива и приземлился на пшеничном поле. Никто не пострадал. Спустя неделю самолет авиакомпании Red Wings, следующий рейсом из Антальи в Екатеринбург, экстренно сел в Казахстане. А на рейсе Сочи — Москва пассажиры несколько часов не могли покинуть самолет из-за неких технических проблем.

Что это? Череда случайностей или ожидаемый негативный тренд? Мнение гендиректора консалтинговой компании Friendly Avia Support Александра Ланецкого:

Александр Ланецкий
гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support
«Мы видим, что в последнее время значительно вырос поток пассажиров и выросло количество полетов. Соответственно, выросло и количество инцидентов, когда случаются поломки, а из-за них — задержки, различные отказы. С другой стороны, так как уже полтора года действуют санкции, отсутствие доступа к легальной поставке запчастей, отсутствие доступа к технической документации влияют на безопасность полетов. Пока, кроме одного инцидента с посадкой в поле, мы серьезных инцидентов не наблюдаем. Если, не дай бог, будут аварии с жертвами, наверное, это может повлиять не только на безопасность полетов, но и на отношение простых пассажиров. Но пока до этого далеко».

Российский авиарынок сейчас находится в подвешенном состоянии. С одной стороны, власти сделали все, чтобы компании не потеряли крылья: часть самолетов перевели под российскую юрисдикцию, форсируют испытания МС-21 и реанимируют проект Ту-214 (контракты на их поставку «Аэрофлоту» будут подписаны до конца 2023 года). С другой — мы регулярно слышим, что маленькие региональные компании Дальнего Востока отказываются от исчерпавших ресурс L-410, а альтернативы им нет, или что импортозамещение МС-21 будет не настолько полным, как хотелось бы. В обиход вошло слово «авиаканнибализм», когда один самолет разбирают на запчасти для поддержания работы другого.

Впрочем, говорить о серьезном кризисе безопасности пассажирских авиаперевозок пока нет оснований, считает авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:

Илья Шатилин
авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru
«Количество поломок примерно такое же, как и было раньше. Отказывают и двигатели, и вспомогательные силовые установки. Это было всегда и у всех авиакомпаний мира. Только в этом году отказов гидросистем несколько десятков в разных авиакомпаниях разных стран. Говорить про санкции, наверное, сложно. Понятно, что санкции влияют только на то, что поставки запчастей занимают больше времени, они дороже. Поэтому для маленьких авиакомпаний, у которых мало самолетов, отказ какого-то компонента приводит к веерным задержкам рейсов. Им просто нечем заменить борт, который вышел из строя».

Российские производители сейчас не могут выпускать комплектующие к самолетам без разрешения иностранного правообладателя. Представить, что американские или французские фирмы вдруг выпишут России такую бумагу, в нынешних условиях сложно. Можно, конечно, работать и без формального разрешения, по аналогии с параллельным импортом, но тогда возникнут сомнения в качестве готового продукта. И в его безопасности. Более того, это долгий путь: на то, чтобы полностью заменить действующий российский авиапарк российскими же самолетами, по оценке экспертов, понадобится от 30 до 40 лет.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

В России нашли способ повысить эффективность работы нейросетей на 40%

 © smartengines.ru Ученые российской ИИ-компании Smart Engines нашли способ повысить эффективность работы нейросетей. В основе метода лежит принципиально новая схема...

Начались продажи первых СИМ-карт c отечественной операционной системой.

СИМ карта © avatars.mds.yandex.net Нижегородская компания «Новакард» сообщила о начале продаж сим-карт, оснащенных отечественной операционной системой. Об этом сообщили в пресс-службе организации, подчеркнув,...

Геоскан представил всероссийский проект для школьников по космическому направлению

Геоскан представил всероссийский проект для школьников по космическому направлению © www.geoscan.ru ГК «Геоскан» и АНО «Развитие космического образования» начали реализацию масштабного...

Нобелевскую премию по химии присудили трем американским ученым. Один из них российского происхождения

Ранее Нобелевский комитет случайно разослал пресс-релиз слишком рано, когда официально решение еще не приняли. Затем содержание этого релиза...

На пути к полномy импортозамещениию оборудования ТСПУ

технические средства противодействия угрозам © avatars.mds.yandex.net Директор Центра специальных проектов Главного радиочастотного центра при Роскомнадзоре Сергей Темный рассказал «РГ» о том,...

«Газпромбанк» внедряет систему платежей на процессорах «Эльбрус»

 © tehnoomsk.ru Как сообщил директор по развитию компании «МЦСТ» Константин Трушкин, в Газпромбанке недавно были установлены новые российские серверы для развертывания...

Путь инженера. «Микрон» популяризирует инженерное дело

 © static.tildacdn.com Зеленоградский «Микрон» (Москва) запустил сайт «ПутьИнженера» — практикум профессионалов, ресурс для популяризации инженерно-технического образования и развития инженерных кадров микроэлектроники,...

Bloomberg: продвинутый чип Huawei был выпущен на голландском оборудовании

Агентство об этом пишет со ссылкой на участников индустрии и собственный анализ китайского смартфона. Какая сейчас ситуация с...

ММК запустил в промышленную эксплуатацию систему цифрового двойника в доменном цехе

Инновационное решение Магнитогорский металлургический комбинат разработал и внедрил для снижения расхода топливо-энергетических ресурсов, в частности — кокса, необходимого для производства чугуна....

Геоскан включился в проект по развитию геоаналитики с помощью ИИ

Геоскан включился в проект по развитию геоаналитики с помощью ИИ © www.geoscan.ru Геоскан и Сбер подписали соглашение, согласно которому наша компания...

Исследование: 95% NFT-проектов полностью обесценились

К такому выводу пришли в компании dappGambl по итогам анализа десятков тысяч коллекций токенов. Каково будущее NFT? Фото:...

Российский инструмент совместной работы sBoard выпустил большое обновление

 © static.tildacdn.com Российский инструмент для совместной работы sBoard, созданный выпускниками естественно-научных факультетов МГУ, про который мы писали в сентябре, объявил о большом...

Копай глубже: Роскомнадзор хочет укрепить магистральные сети

Эксперты говорят, что операторов могут обязать прокладывать коммуникации на большей глубине и принять ряд других мер. Глава Роскомнадзора...

NYT: США разработали для Украины гибридные системы ПВО

Они создаются на основе советских комплексов, имеющихся у Украины. После модернизации эти системы могут использоваться с западными ракетами...

Новое программное обеспечение позволит повысить эффективность ветрогенерации в Росатоме

Федеральная служба по интеллектуальной собственности зарегистрировала программное обеспечение (ПО) «Автоматизированный комплекс поддержки принятия решений работы ВИЭ на ОРЭМ (АК ВИЭ ОРЭМ)»....

Широкополосную антенну для FM-радио и посадки самолетов импортозаместили в ЮУрГУ

 © наука.рф Ученые Южно-Уральского государственного университета запатентовали широкополосную вибраторную антенну с большим диапазоном рабочих частот. Это позволяет подключить к одному излучателю...

Как легально увеличить лайки в Ютубе?

Лайки в Youtube и легальные способы их увеличить. Чего не стоит делать при накрутке реакций, и как сделать...

Завершено внедрение полномасштабной системы автоматизации солезавода «ВАРНИЦА»

Завершен заключительный этап внедрения АСУ ТП солезавода «ВАРНИЦА» (Калининградская обл.) в рамках масштабного проекта по производству высококачественной соли из солевого раствора. Произведено...

Бразильские ученые разрабатывают вакцину от кокаиновой зависимости

Предполагается, что она будет блокировать выработку дофамина при употреблении наркотика. Препарат готовятся тестировать на людях в следующем году....

Госкомиссия по радиочастотам может разрешить использовать антидрон-решения

Пользоваться этим, помимо госкомпаний, смогут и частные структуры, и даже сами граждане. Какие есть риски? Фото: Максим Киселев/ТАСС...