Речь идет как об офлайн-, так и об онлайн-магазинах. В Минпромторге отметили, что законопроект подготовлен в целях повышения конкурентоспособности российских потребительских товаров
Минпромторг планирует обязать крупные сети «выделять полку» для отечественных товаров. Причем речь идет как об офлайн-магазинах, так и об онлайн-площадках. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в одном из производителей. Информацию газете также подтвердили два источника на рынке.
По словам одного из собеседников, крупные маркетплейсы уже начинают заключать с отечественными производителями электроники соглашения о размещении их товаров на площадках. Он отмечает, что, вероятно, «будут даже какие-то требования по минимальной доле в ассортименте».
Представитель группы «М.Видео — Эльдорадо» Андрей Петров отметил, что российская техника уже представлена на полках:
Андрей Петров
представитель группы «М.Видео — Эльдорадо»
«Мы уже продаем технику, электронику конкретных российских брендов, производимую на территории нашей страны, можем отметить, что они успешно конкурируют с зарубежными торговыми марками. Кроме того, в разных сегментах у нас широко представлены товары российских торговых марок, которые производят технику за рубежом. Российская техника наиболее широко представлена в крупной бытовой технике для дома и кухни: холодильники, морозильные камеры, плиты, стиральные машины и другая подобная техника. Кроме того, в России активно в этой категории развивают локальное производство китайские и турецкие бренды. Доля произведенной в России техники находится на достаточно высоком уровне, и влияние импортных товаров не так велико. В цифровой технике также растет интерес к отечественным маркам, увеличивается число брендов. Например, в ноутбуках в третьем-четвертом кварталах в наших сетях доля российских брендов, производящих устройства за рубежом, составила порядка 10%, это в три раза больше, чем годом ранее. Спросом также пользуются, например, российские операционные системы, а также офисные пакеты».
В ведомстве отметили, что законопроект подготовлен в целях повышения конкурентоспособности российских потребительских товаров. В нем также прописана обязанность для маркетплейсов, чтобы при поисковой выдаче первые 50 строк отдавались российским или белорусским товарам. Но как только подменяется выдача и клиент получает не то, что он ищет, канал его сразу теряет. Говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов:
Артем Соколов
президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ)
«Интернет-магазинам предложено выдавать первые 50 позиций российского производства. Понятно, что если вы забьете iPhone или еще какое-то иностранное слово, будь то техника или элемент одежды, скорее всего, простой поисковый режим не сможет вам выдать кучу позиций, потому что их в России просто не производят. И на самом деле большое количество клиентов приходят в интернет-магазин не напрямую, а пользуются, например, поиском, после этого только попадают на нужный товар. Вот как только мы начинаем вмешиваться в поисковый алгоритм и предлагать клиенту то, что он не ищет, мы очень сильно ухудшаем клиентский путь. Пользователи просто будут отказываться от онлайн-канала для приобретения, потому что они всегда там будут получать то, чего они не искали, им будут предлагать то, чего они не хотели там найти. Все должно строиться совершенно иначе: клиент должен быть в центре системы, должен получать ровно тот ответ на свой запрос, который максимально ему релевантен. В целом мы считаем, что нужно поддерживать российские товары, российское производство, но сделать это можно другим способом, например, организовывая на сайтах интернет-магазинов специальные разделы, где будут собраны российские товары, давать возможность поиска по стране-производителю. Вот тогда те клиенты, которым действительно будет интересен российский ассортимент, уверен, что с радостью его посмотрят. У нас уже есть такая практика, на большом количестве площадок мы практиковали такие подходы, они действенно работают и позволяют продвигать российское производство».
В начале мая газета «Известия» сообщала, что депутаты от «Единой России» совместно с Минпромторгом разработали законопроект о создании в торговых сетях полок с непродовольственными товарами от отечественных производителей. Речь шла о бытовой химии, косметике и одежде. На втором этапе рассматривалось распространение и на продовольственную продукцию. В пояснительной записке отмечалось, что на «российской полке» не будет места не только импорту, но и товарам иностранных заводов, работающих в стране.