С сентября в регионе перестали летать чешские L-410. Эти же самолеты уже не летают в Коми — по тем же причинам. Какие альтернативы есть для региональных авиаперевозок?
Обновлено в 16:35
Власти Камчатки отказались от использования самолетов L-410 чешского производства из-за нехватки для них запчастей. Как пишет РБК, эти борта перестали использовать в крае с 1 сентября, они использовались для полетов в труднодоступные и малонаселенные районы.
L-410 рассчитан на 19 посадочных мест. О важности этих самолетов для края говорит главный редактор газеты «Камчатское время» Евгений Сиваев:
— По моим данным, на Камчатке три самолета L-410, их покупали около 10 лет назад. Самолеты хорошие, они довольно экономичные и хорошо себя показали именно на севере. Они в основном летают в Корякию, а также в районы бывшей Камчатской области — в Никольское, в Соболево. Их заменить можно на вертолеты либо на Як-40. L-410 более новая модель, перелеты дешевле где-то в полтора раза, чем на вертолете. Поэтому это удар по местному бюджету, который и так весь субсидируемый. Тут два варианта: либо краевые власти будут искать возможности дополнительного финансирования, чтобы создать цепочку параллельного импорта на Камчатку, либо будут заменять другими самолетами или вертолетным парком. Сейчас у нас наплыв туризма на полуострове, туристов много, поэтому задействованы практически все вертолеты, и даже местного парка не хватает. Насколько я знаю, здесь работают и вертолетные компании с материка, возможно, их будут подключать. Вообще, это большая проблема — доставка людей на север, потому что, во-первых, это очень дорого, во-вторых, зависит сильно от погоды. L-410 надежный, и его потеря не только скажется на экономике краевого бюджета, но и на безопасности людей. Но так как на данный момент запчастей нет, приостановлена эксплуатация этих судов. Будем надеяться, что эта история разрулится. Мы летали на Командорские острова, в селе Никольское живет 800 человек, летали на запад Камчатки — это Соболево, а также в корякские поселки. Конечно же, людям там сложно, потому что из-за погоды они и так просиживают, бывает, по неделе, ожидая рейса. А сейчас, если еще будет дефицит этих рейсов, то это вообще проблемы.
— Автотранспортом тоже не выход?
— Дорог в Корякию в принципе не существует.
L-410 — уникальный самолет, и заменить его будет довольно сложно, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
Роман Гусаров
главный редактор портала Avia.ru
«Почему, во-первых, этот самолет. Не только потому, что он по своим характеристикам подходит для внутрирегиональных перевозок, но еще и производство этого самолета локализовано на территории РФ. То есть самолет L-410 в основном производился и производится для России. Когда-то он создавался для Советского Союза по конкурсу, объявленному СССР. И этот самолет производился в Зауралье, в Екатеринбурге, причем постоянно повышалась локализация этого самолета, все больше и больше компонентов производилось на территории России. Поэтому была надежда, что с поддержкой эксплуатации этого самолета никаких проблем не будет. То есть будут регулярно поступать комплектующие, будет обеспечиваться сервис. Почему было не взять этот самолет. Кто бы знал, что наступят санкции и возникнут проблемы в эксплуатации? Потому что сам по себе самолет очень хороший, у него прекрасные характеристики, высокая надежность. Самолет многофункциональный. Встает вопрос, на что заменить его. И это вопрос очень серьезный. По большому счету на сегодняшний день альтернативы нет. Понятное дело, что на самолеты зарубежного производства делать ставку мы не можем, значит, нужен отечественный самолет. А отечественного самолета такой размерности нет. Придется делать серьезный выбор, и опять-таки не сегодня, наверное, а в будущем, когда, может быть, пойдут в серию такие самолеты, как «Байкал» или самолет «Ладога». Но пока ни тот, ни другой еще серийно не производятся. И пока эти самолеты не появятся, говорить об адекватной альтернативной замене не приходится. Как власти Камчатки решат эту ситуацию, пока мне не очень понятно. Может быть, в конце концов попытаться выкупить права на этот самолет и производить на территории России самостоятельно? Это был бы самый быстрый, на мой взгляд, и правильный шаг, потому что создать самолет с нуля — это многие-многие-многие годы, а летать-то надо сегодня. Так что проблема очень серьезная».
Может ли российская сторона приобрести у чешского завода Aircraft Industries права на производство L-410 в условиях нынешних санкций? Комментирует руководитель практики «Правовое сопровождение внешнеэкономической деятельности» коллегии адвокатов «Регионсервис» Мария Любимова:
Мария Любимова
руководитель практики «Правовое сопровождение внешнеэкономической деятельности» коллегии адвокатов «Регионсервис»
«Можно говорить о продаже производства этих самолетов, но даже если упростить это до такой схемы, то есть продажа лицензии, в текущих условиях это представляется маловероятным, потому что авиационная отрасль в целом находится под серьезным санкционным давлением, в том числе запрещена поставка комплектующих, оборудования, сервисного обслуживания и так далее. Как будет расценена такая сделка и такие шаги иностранных партнеров с точки зрения регулирующих органов ЕС, это большой вопрос. Любые подобные шаги иностранные коллеги сейчас делают с большим трудом, потому что риск попасть под санкции для них большей частью является ключевым при совершении сделок. Поэтому в текущей ситуации, в обозримом будущем это маловероятно. Кроме того, даже если мы получим эту технологию, в любом случае получение комплектующих, программного обеспечения, которое необходимо для производства, в данной ситуации мне тоже представляется невозможным».
Камчатка стала вторым российским регионом, который отказался от эксплуатации чешских воздушных судов. C начала года L-410 перестали летать в Коми — также из-за санкций и дефицита запчастей.