Презентация российского истребителя пятого поколения прошла на МАКС в 2021 году. В госкорпорации заявили, что конструкторскую документацию уже передали на завод-изготовитель
«Ростех» заявил о начале подготовки к производству первых образцов новых российских истребителей Су-75 Checkmate. Презентация истребителя прошла на МАКС-2021, в том же году Checkmate показали на авиасалоне Dubai Airshow. Тогда организовали сбор обратной связи от потенциальных заказчиков. После этого проект изменили, из-за чего сдвинулись и сроки первого вылета, заявили на салоне Dubai Airshow представители «Ростеха». Конструкторскую документацию уже передали на завод-изготовитель.
Ранее первый летный образец нового российского истребителя пятого поколения планировалось создать уже в этом году, а поставки начать в 2027-м.
Легкий тактический истребитель Су-75 Checkmate, в переводе «Шах и мат», — однодвигательный самолет, способный поражать до шести целей за раз. Это второй истребитель пятого поколения в России: на вооружении ВКС уже находится тяжелый двухдвигательный Су-57. Ожидается, что в будущем они будут работать в паре.
Заявленная максимальная скорость Checkmate составляет 2200 километров в час, дальность полета — 2,8 тысячи километров. Максимальная боевая нагрузка 7,4 тысячи килограммов, снаряды самолет может нести как во внутреннем отсеке, так и на подвеске.
Говоря о стоимости нового истребителя, глава «Ростеха» Сергей Чемезов в 2022 году оценил его в 30-35 млн долларов. Создатели самолета в интервью РБК отметили, что стоимость летного часа Checkmate будет в шесть-семь раз ниже, чем американских F-35 (в прошлом году «Популярная механика» оценила час полета этого истребителя в 42 тысячи долларов), и сравнима по цене со шведскими Gripen NG.
Вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров на Dubai Airshow заявил, что первый опытный образец Checkmate создадут до конца 2025 года. О перспективах и задачах нового истребителя рассказывает военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.
Дмитрий Корнев
военный эксперт, основатель портала Military Russia
«С точки зрения стратегии использования воздушно-космических сил есть потребность в легком истребителе, и эта потребность была давно. Раньше эту пару составляли легкий МиГ-29 и тяжелый Су-27, сейчас предполагается, что будет тяжелый Су-57 и легким самолетом пятого поколения будет этот самолет, который пока носит название Checkmate. Уже звучало неофициальное его название Су-75, будет такое название или нет, пока вопрос, потому что самолета как такового пока нет, есть только макет. У этого самолета будет высокая аэродинамическая маневренность, то есть он сможет совершать фигуры пилотажа. Это нужно не для красоты, у большинства современных высокоманевренных самолетов пилотаж используется в воздушном бою, и за счет некоторых фигур пилотажа, например, можно сбросить сопровождение самолета радаром противника. Для Checkmate будут модернизировать либо дорабатывать текущие системы поражения воздух-воздух, воздух-земля, будут еще изменения. Но, скорее всего, уже при создании он будет проектироваться таким образом, чтобы то оружие, которое уже создано для Су-57, могло спокойно использоваться и на новом легком истребителе. В этом истребителе заинтересованы партнеры по экспорту, то есть те страны, которые традиционно покупают системы вооружений. Надо понимать, что тяжелые Су-57 — это дорого многим странам, которые покупают традиционно российские самолеты. Но те возможности, которые есть у Су-57, не нужны, а легкий самолет, обладающий свойствами пятого поколения, который может воевать на лучшем мировом уровне, конечно же, в нем партнеры заинтересованы. Будет ли ускоряться этот проект для использования в зоне СВО — вопрос сложный. Во-первых, создание самолета займет длительный промежуток времени, не думаю, что его сборка именно сейчас каким-то образом связана с СВО. Работы по этому самолету ведутся уже несколько лет, от текущей точки до поступления этих самолетов в Воздушно-космические силы отделяют несколько лет. Оптимистично три-пять, реалистично — пять-семь».
Газета «Коммерсантъ» сообщила, что поступление в парк «Аэрофлота» первых двух SJ 100 окончательно перенесено на следующий год. Ранее предполагалось, что импортозамещенные самолеты с российскими двигателями ПД-8 будут переданы до конца 2023 года. Но, по данным источника газеты, в этом году состоится только первый испытательный полет модели. Всего компания получит 34 обновленных SJ 100 до конца 2025 года.