Если это произойдет, российские перевозчики не смогут передавать данные о рейсах, пассажирах и багаже в информационные системы международных аэропортов
Российские аэропорты и авиакомпании отключат от международной системы SITA. Ее разработчик — швейцарская компания. SITA по своей сути похожа на банковскую систему SWIFT — точно так же позволяет собирать информацию и обмениваться ей.
Компания SITA после начала СВО начала постепенно отключать от своей системы российские аэропорты и окончательно уйдет из России в начале осени, рассказали РБК источники в авиаотрасли.
Аэропорты, операторы и регуляторы к этому готовы. Как заявили в Минтрансе, для международных перевозок предстоит организовать альтернативные каналы связи, частично этот вопрос уже решен. В Росавиации заверили, что уход SITA не окажет негативного влияния на гражданскую авиацию. Как сообщили в ведомстве, российские авиакомпании и аэропорты внедряют и альтернативные каналы, в том числе отечественного производства.
SITA — это самый распространенный и привычный инструмент для игроков рынка, но далеко не единственный, подтверждает авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:
— Это очень громко сказано, то есть это похоже на SWIFT с точки зрения того, что это такая сеть обмена сообщениями, созданная еще в доинтернетную эпоху. SWIFT для банковской отрасли — это фактически безальтернативная система, а для авиаотрасли давно существует огромное количество решений, которые работают через интернет, поэтому SITA им, в принципе, не нужна. У авиакомпаний есть система бронирования, так называемая инвенторная система, в которой хранятся данные о бронях пассажиров и так далее, и есть система контроля отправки пассажиров, которая используется в том числе для регистрации. В случае отключения окончательного SITA, а оно произойдет 30 сентября, первый этап был 31 июля, я не вижу большой проблемы, что это будет коллапс в международных перевозках.
— Это не скажется на стоимости билетов для пассажиров или на их безопасности?
— Никак не скажется, это внутренняя кухня авиакомпаний из серии того, что в каком-нибудь супермаркете перестал работать Microsoft Office.
SITA начала работу в России еще в середине XX века, в 2019 году «Аэрофлот» и швейцарская компания даже праздновали 60-летний юбилей совместного сотрудничества. Однако с уходом SITA на российском рынке появились системы «Леонардо» и ТАИС. За мировым гегемоном российская авиаотрасль не видела собственных технологических решений, которые были ничем не хуже, говорит вице-президент профсоюза летного состава России и действующий пилот Олег Приходько:
— Компания SITA выполняет много функций, но в основном с ней связываются пилоты для выполнения полетов, они рассчитывают рабочие планы полетов по маршруту для каждого рейса. Раньше мы пользовались этой компанией, но в России мы давно уже перешли на внутренний продукт, на отечественных производителей программного обеспечения, и уже больше года ими пользуемся, летаем без всяких проблем. Таким образом, даже если какая-то компания будет выполнять полеты в Россию и компания SITA не будет давать эти навигационные документы, российские без проблем ее заменят. Поэтому у нас, оказывается, есть хорошие отечественные программы, которыми мы раньше не пользовались и даже не знали об их существовании. К примеру, очень важная для пилотов программа — это навигационные планшеты. В мире было две программы — американская Jeppesen и немецкая LIDO, по всему миру мы пользовались этими программами. Там база всех аэропортов, маршрутов, мы рассчитывали этими программами все взлетно-посадочные характеристики. После начала СВО нас отключили от этой программы, и некоторое время не было обновлений, скажем, по этим программам. И тут же оказывается, что есть отечественная программа skyBAG Pro, полностью аналог существующих. Мы больше года летаем, используем эту программу.
— Все-таки отключение SITA — это, скажем так, чисто технический момент или это все-таки может сказаться на стоимости билетов для пассажиров?
— Абсолютно никак, я думаю, что наши продукты даже дешевле будут, то есть это то же самое программное обеспечение, расчет полетов, только проводит не компания SITA, а российская компания.
Представители крупнейших аэропортов России «Шереметьево», «Домодедово», «Пулково» и других уже заявили о готовности своей IT-инфраструктуры для работы с любыми авиакомпаниями, включая иностранные. Как заверили РБК в «Аэрфолоте», отключение от сервисов SITA уже не окажет серьезного влияния на пассажиропоток и не повлияет на работу перевозчика.