• Николай

На иностранное IT-оборудование наложат утильсбор

Эта идея обсуждалась с прошлого года, но поначалу хотели учитывать только продукцию, содержащую золото и редкоземельные металлы. В окончательной редакции понятие утильсбора было расширено

Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев. Фото: Егор Алеев/ТАСС

Обновлено в 15:15

Для иностранного IT-оборудования, ввозимого в Россию, введут свой утильсбор. Об этом заявил глава Минцифры Максут Шадаев, на форуме «Инфотех» в Тюмени.

По его словам, «мы будем аккуратно через утильсборы поднимать цены на иностранное оборудование и этот утильсбор направлять на дотацию российским производителям». Есть условие: утильсбор введут только для электроники, имеющей российские аналоги.

Идея обсуждалась с прошлого года, но поначалу хотели учитывать только продукцию, содержащую золото и редкоземельные металлы. Теперь же утильсбор будет касаться широкого списка оборудования. Конкретные названия Минцифры не раскрывает.

О том, что это может быть за электроника, и поможет ли утильсбор российским разработчикам, говорит технический директор Cross Technologies Александр Кукульчук:

— Под утильсбор попадут все технологии IT от сетевых устройств, серверов, в том числе и набирающие популярность сервера GPU для быстрых просчетов нейросетей. И это все нацелено, естественно, на поддержку российских производителей. К сожалению, мы отстаем, и параллельный импорт будет замедляться, но от него мы не избавимся. Поэтому на текущий момент все железо, так его назовем, будет попадать под утильсбор, и это очень похоже на то, как в свое время стимулировали российский автопром, когда на автомобили ввели пошлины, что позволило российским конкурировать по цене.

— Насколько достойные аналоги у иностранного оборудования в России?

— На самом деле, самое основное, это что нужно повышать финансирование для российских производителей, потому что российским производителям не хватает только одного — заказчиков, которые бы платили деньги, либо гранты, субсидии. К сожалению, заказчики хотят уже готовые продукты и, соответственно, производитель может инвестировать только свои деньги или какие-то привлекать, и поэтому мы замедлены на текущий момент. Если этот утильсбор действительно соберет какие-то значимые суммы и будет инвестирован в развитие компаний, которые готовы стать производителями, разработчиками, наверное, для нас это справедливо.

Есть риски, что в случае заградительного налога на поставки иностранного оборудования российские производители не смогут обеспечить потребности внутреннего рынка, считает исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) Николай Комлев:

Николай Комлев
исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ)
«Я слышал много гипотез и вариантов, как поддержать отечественных производителей. Мы тоже участвуем в этом процессе как ассоциация, и конкретно этот сбор мы не обсуждали. За последний год одно из следствий санкций — практически все дистрибьюторы, которые раньше ввозили технику, открывают собственное производство, ну плюс некоторые производства существовали раньше. То есть у нас есть производство серверов, есть производство ноутбуков, на начальном, наверное, этапе производство планшетов и даже смартфонов. Количество выпускаемой продукции, которое могут себе позволить те мощности производственные, которые есть у наших производителей, все-таки ограничено. Там техника по многим параметрам уже выходит на мировой уровень, но количество и себестоимость пока не всегда конкурентоспособны. Если сделать заградительные пошлины, сборы на иностранную технику, то не факт, что техники отечественного производства будет достаточно для удовлетворения спроса».

Эксперты считают, что утильсбор для иностранного IT-оборудования приведет только к росту цен на российском рынке. Такой опыт уже был: изначально утильсбор вводили в 2012 году для автомобилей, а недавно его резко повысили.

Утильсбор на автомобили вводился для того, чтобы поддержать российский автопром, а также для того, чтобы заставить иностранные концерны локализовывать производство в России. Однако, кроме китайцев, на российский рынок никто основательно не зашел, а цены резко выросли для рядовых водителей, говорит партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:

— Утильсбор подняли с августа месяца, причем значительно, в 1,7-4 раза, на разные автомобили, новые и подержанные, в зависимости от объема двигателя. И в конечном итоге все дополнительные деньги, которые берут, их берут с конечного потребителя, за исключением тех случаев, когда отечественный производитель тоже платит эти суммы в бюджет. Правда, потом он же получает все или частично в виде разных промсубсидий, но получает не сразу, а через какое-то время. Вот это время, насколько я знаю, раньше было от трех до шести месяцев. Соответственно, поскольку деньги оказываются замороженными, он вынужден тоже поднимать цены. Поэтому мы говорим о том, что утильсбор дал рост цен рынку, причем очень значительный, в районе где-то 7-10%. Но, условно говоря, на автомобиль самой распространенной категории один-два литра утилизационный сбор составлял чуть меньше 200 тысяч рублей, сейчас он составляет 310 тысяч рублей. Вот эта разница в 120 тысяч рублей — это прибавка к стоимости небольшого кроссовера любого, который ввозится в страну или собирается в стране, потому что есть у нас такие автомобили, которые собираются в стране, но пока все равно производители этот утилизационный сбор платят, речь идет в первую очередь о китайских кроссоверах.

— Говоря о взимании с импортеров утильсбора, касается ли это импортеров параллельного импорта?

— Всех касается абсолютно, физические лица платят меньшую гораздо сумму, там 5 тысяч рублей примерно, но этот автомобиль по нынешним условиям, по новым условиям должен быть в пользовании того человека, на имя которого ввезен автомобиль, он лично должен оформить его на таможне и, соответственно, не имеет права продать в течение года, иначе он заплатит полную стоимость.

Как показала практика, деньги, вырученные от утильсбора на автомобили, идут напрямую в бюджет, говорят эксперты. И в законах не прописано, что эти деньги обязательно должны идти на развитие российского автопрома. Как отмечают автоэксперты, часть вырученных средств действительно идет на эти цели, но в открытом доступе нет данных, какая именно это доля.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest