По данным «Мегафона», их стало больше на треть менее чем за год. При этом речь в статистике только о рекламных звонках, без учета мошеннических. Почему не удается снизить число спам-вызовов?
В России растет число спам-звонков. Менее чем за год их стало на треть больше, сообщили изданию CNews в «Мегафоне». В августе оператор зафиксировал почти 50 млн нежелательных звонков. Но это только рекламщики, статистика «Мегафона» не учитывает звонки мошенников.
Старший эксперт по расследованию фрод-инцидентов «Мегафона» Борис Лопатин рассказывает, что у них внедрены специальные автоматизированные системы, которые на основе аналитических алгоритмов выявляют и блокируют спам-звонки:
Борис Лопатин
старший эксперт по расследованию фрод-инцидентов «Мегафона»
«В первую половину 2023 года мы ограничили более 88 млн таких звонков, число выявляемых и блокируемых спам-звонков в первой половине этого года увеличилось на 40%, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. Для защиты от тех спам-звонков, которые все же проходят через фильтры оператора, абоненты могут использовать виртуальных помощников и интеллектуальные системы определения звонков. Наш виртуальный помощник Ева маркирует вызовы с неизвестных номеров на экране телефона, указывается либо категория, например недвижимость, аптеки, либо название конкретной компании, а также Ева может ответить на звонок вместо человека, уточнит причину обращения и когда можно перезвонить, если предложение заинтересует абонента».
Борьба со спам-вызовами ведется на уровне государства на протяжении десятилетий. Но как будто бы особых результатов она не приносит, говорит генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков:
— Мы пытаемся залатать старые джинсы заплатками, чтобы они не порвались, но при этом даем возможность дальше рвать, что позволяет людям беспрепятственно покупать сим-карты без предъявления паспорта на вокзалах и рынках Москвы, что делать нельзя в соответствии с законодательством. Пока мы не уберем эту возможность, все остальное будет носить совершенно локальный характер и не приводить к успеху. Операторы со своей стороны могут действовать в соответствии с законом о связи в случае выявления каких-то ситуаций о неправомочном использовании номеров, они блокируются, при этом есть Роскомнадзор, есть органы правопорядка. И если на вокзалах Москвы торгует человек, он уже нарушает законодательство, и полицейский должен его арестовать. Сами операторы не будут выходить и ловить этих людей. С другой стороны, у операторов есть возможность исключить любую возможность продажи вне своих точек, что операторам было бы логично сделать, потому что появление дилеров, субдилеров приводит к тому, что кто-то стоит и продает сим-карты.
— Голосовые ассистенты, которые общаются с мошенниками вместо абонента, насколько это эффективно?
— У кого-то эта система лучше, у кого-то хуже, но они работают, но необходимо подключить эту систему, чтобы она была первичной, что даже если вам звонит знакомый, сначала попадает звонок на систему, а потом только на вас, готовы ли к этому? Это первый момент. А второй момент — какая бы система ни была, она определяет угрозу звонка, исходя из каких-то показателей: текст, какие-то вводные, слова, номер, который находится в базе неблагополучных номеров, и если это номер новый, то и истории по этому номеру нет, вполне вероятно, этот номер будет пропущен этим голосовым помощником.
По мнению экспертов, прирост нежелательных звонков в России с начала этого года — около 40%. Основная причина — массовые утечки информации в России. О том, что может помочь в борьбе со спам-звонками, комментирует руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов:
— Первый уровень — это у самих пользователей. Каждый человек, когда сталкивается с нежелательными звонками, может добавлять их в черный список, это есть в любом телефоне. Следующий уровень — для пользователей смартфонов есть специальные приложения, которые позволяют узнавать, кто вам звонит. Понятное дело, что подобная система несовершенна, 100% гарантии не дает, но она позволяет отсеивать значительное количество звонков. Дальше есть сервисы уже на уровне провайдеров связи, у каждого из крупных игроков рынка есть сервисы, которые позволяют бороться со спамом. Их можно подключить за относительно небольшую стоимость, они будут уведомлять пользователя, что это звонок из нормальной организации или потенциально нежелательный. Понятно, что доля ошибок тоже есть. И последняя система — это система борьбы с подстановкой номеров, в этом случае, если злоумышленник звонит и представляется сотрудником какой-то организации, и дополнительно подставляет номер этой организации, система, которая была запущена недавно и уже в федеральном масштабе, она показывает неплохие результат.
— Вы имеете в виду «Антифрод»?
— Да, это система, которая позволяет выявлять несоответствие реального номера абонента и того, который отображается. Мошенники обычно звонят прицельно конкретному абоненту с конкретными фамилией, именем и отчеством. Успешны они, потому что они знают какую-то информацию о потенциальной жертве, в этом случае необходимо бороться с утечками информации различных баз. Попадая уже в руки мошенников, они, располагая ею, начинают целевой обзвон по конкретным абонентам и могут быть очень успешными и воровать деньги. Вероятно, это даже большая проблема, нежели спам-звонки, которые мы обычно на уровне субъективного восприятия в течение нескольких секунд понимаем, нежелательный звонок — быстро сбросили, большой беды это не приносит, а в случае, если нас обманули, украли деньги, это уже достаточно серьезная угроза.
Роскомнадзор запустил единую платформу верификации телефонных вызовов «Антифрод» в конце января. К ней до конца года должны подключиться все операторы.